Содержание
ВАЗ-2122 серии 500
После этого было сделано еще 10 внедорожников-амфибий уже 500 серии. Их передали на опытную эксплуатацию в различные военные части. На этой стадии испытаний повышенное внимание уделяли безопасности людей, находящихся внутри автомобиля. Стандартная дуга безопасности, расположенная в силовом каркасе кузова, могла хорошо защитить экипаж машины после опрокидывания. В 1985 году были проведены специальные испытания «удар о крышу», подтвердившие это. Автомобиль били о бетонный куб на скорости в 50 километров в час, давили специальной техникой, а потом смотрели на манекенов. Безопасность была на высоте, люди должны были выживать. После окончания испытаний в этом же году их вернули в Тольятти. Было выявлено всего около десятка незначительных замечаний и внедорожник должны были запустить в серийное производство.
ВАЗ-3Э2122 — третья версия внедорожника амфибии
Третья версия ВАЗ-2122 имела уже сильно измененную конструкцию. Кузов стал еще легче и компактнее, больше похожим на Ниву. Редуктор переднего моста вынесли уже за пределы кузова, колеса уменьшили, а двигатель поставили менее сильный — на 1,3 литра. Первый образец был сделан в 1982 году, второй — тогда же, но уже летом. Оба тестировались на протяжении всего года, до зимы.
Нагрузка на трансмиссию путем замены мотора на 1,3 литровый стала сниженной. Пониженное передаточное число главной передачи до 4,44 тоже снизило нагрузку и сделано эксплуатацию внедорожника более надежной. Шины были поставлены классические — ВлИ-5.
Уменьшенного веса достигли за счет использования алюминия в конструкции кузова (из него делали дуги под тент), а также за счет отказа от больших баков под топливо — поставили стандартные от Нивы. Оба тестовых образца третьей версии ВАЗ-3Э2122 были окрашены в защитный камуфляжный зеленый цвет.
Ключевые отличия новинки состояли в полу двойной конструкции и двойном правом борту, который оснащался решеткой вентиляции и выброса воздуха. Как уже говорилось выше, редуктор переднего места вынесли за кузов, закрепив на подрамной части кузова. Обдув стал значительно лучшим, общий уровень вибрации во внедорожнике тоже значительно снизился. Передняя часть днища стала более уплотненной, а резиновые и брезентовые чехлы были убраны — всё, что попадало в воду, было без изоляции — герметизации подверглись только выхода карданов, вал рулевой тяги и маятниковый рычаг. При этом, сальники не использовались.
Днище кузова оснащалось несколькими люками, через которые можно получить доступ к агрегатам внедорожника. Они закрывались на герметичные крышки, оснащенные резиновыми прокладками. Уплотнения получились замечательными, поэтому впоследствии герметизация автомобиля оставалась именно на этом уровне, без изменений. Внедорожник-амфибия третьего поколения ВАЗ2122 оснащался и неизменным клапаном-кингстоном.
Третья версия хоть и оснащалась маленькими колесами, на воде уверенно гребла со скоростью в 4 километра в час. Маневренность была отменной, поэтому даже при небольшом течении внедорожник было легко выводить на нужную часть берега.
К сожалению, сделать днище цельным не получалось — оно делалось в сложной конфигурации из нескольких листов, соединенных точечной сваркой. Были небольшие щели, через которые легко просачивалась вода. До конца проблему с герметизацией днища не решили во всех модификациях ВАЗ-2122.
Испытывались образцы 1982 года в Туркмении и в горах Памира. Испытания показали замечательные результаты, тесты удались на славу. Были выявлены различные недостатки, но на фоне успехов они казались несущественными. Автомобиль был представлен государственной комиссии.
ВАЗ-2Э2122 — вторая версия внедорожника-амфибии
В 1977 году начала активно выполняться доводочная программа по модернизации оригинального ВАЗ-2122. Велись компоновочные и проектные работы по внедорожнику в попытках достичь оптимального результата. Новая версия амфибии разрабатывалась с учетом всех пожеланий военных — двигатель не должен перегреваться, трансмиссия должна вести себя адекватно, а поломки в выхлопной системе должны были быть сведены к минимуму. Плохую обзорность тоже доработали, существенно улучшив результат. Также отдельно проводились доработки с целью успешного запуска двигателя даже в очень низких температурах.
Двигатель решили охладить, увеличив воздухозаборник. Для обдува трансмиссии в кузове сделали дополнительные каналы и отверстия. Воздух, охлаждавший двигатель, должен был выходить через специальные тоннели в задней части автомобиля через специальные вентиляционные окошки. Но после ряда испытаний стало понятно, что трансмиссия всё равно сильно перегревалась и получить хотя бы удовлетворительный результат было невозможно.
Усилили и кузов, добавив лонжероны и более сильное днище. Посадка водителя за счет этого несколько поменялась, конструкция всех сидений джипа также стала другой. Но поскольку трансмиссия, один из важнейших узлов в военном внедорожнике, регулярно выходила из строя, стало понятно — работу по проектировке амфибии нужно было начинать практически с нуля. А попытка создать полноприводный автомобиль, максимально унифицированный с узлами Нивы, зашла в тупик.
ВАЗ-Э2122 — первая версия внедорожника-амфибии
Начало разработки внедорожника-амфибии было положено в 1976 году. Первая тестовая версия называлась ВАЗ-Э2122 и основывалась на шасси от Нивы. Двигатель, кстати, тоже поставили именно с неё. Разработкой проекта руководил тот же человек, который создавал гражданскую Ниву — П.Прусов. Он и предложил использовать в качестве основы нового военного джипа части от 3Э2121. На тот момент Нива прошла государственные испытания и была признана успешным вариантом.
На первых этапах проектировки амфибии к ней сразу предъявили военные требования — умение преодолевать не только бездорожье, но и полноценные водные преграды. Разработчики учли эти требования и дизайн кузова новой машины стал напоминать лодочный. Но несмотря на все нововведения и оригинальность конструкции, в автомобиле всё равно угадывалась армейская машина — прямые рубленные формы, минимализм и практичность — всем этим эпитетам соответствовала первая версия ВАЗ-Э2122.
Кузов внедорожника сделали открытым, с тентованной крышей. Двери были съемными, а лобовое стекло могло откидываться вперед, как у УАЗов. Наружные части кузова делались максимально простыми и плоскими, что должно было облегчить обслуживание внедорожника в полевых условиях. Бампера тоже сделали прямыми и плоскими — это должно было гарантировать эффективную эвакуацию автомобиля при застревании на бездорожье методом толкания «бампер в бампер». А для того, чтобы внедорожник-амфибия могут буксировать прицепы или орудия, сзади на него было установлено быстросъемное прицепное устройство от УАЗ.
Автомобиль также получил 2 бака под бензин, а в кузове можно было установить носилки. Первые варианты джипа имели закрытый тент, но из-за нехватки обзорности на тестах было решено установить его как на УАЗах — с окошками.
Для того, чтобы ВАЗ-Э2122 мог плавать, его КПП и раздатку убрали в специальный короб, сделанный герметичным. Все важные места были также герметизированы специальной резиной и брезентом — рулевые тяги, соединения карданных валов и приводы передних колес. Глушитель тоже решили не заводить назад, а вывели в районе переднего бампера, под днищем авто.
Для повышенной проходимости внедорожника было решено установить на него шины повышенной размерности — 8-16. Это были покрышки ВлИ-6, специально сделанные для этого автомобиля на Волжском шинном заводе. Ширина их стала достаточно неплохой — 205мм. Это нововведение повлекло за собой и изменения в передаточном числе главной передачи — оно увеличилось и стало 4,78.
После проектировки и теоретической подгонки всех узлов и агрегатов было решено изготовить 2 тестовых образца. Летом 1976 года это было сделано и внедорожник был успешно испытан. Благодаря качественной герметизации он мог двигаться по воде с небольшой скоростью до 4,5 километров в час. А для того, чтобы просочившаяся в корпус вода не скапливалась в кузове, на внедорожник был установлен небольшой насос с БТР производства ГАЗ. Для сброса откачиваемой воды в левом переднем крыле было сделано специальное сливное отверстие. Если же воду нужно было сбросить быстро, например, при выезде на сушу, в днище автомобиля был еще и специальный люк-кингстон.
Но конструкция внедорожника в целом была признана не особо удачной — из-за герметичности кузова многие агрегаты от Нивы быстро выходили из строя, да и сам кузов был достаточно легкий, а значит серьезные нагрузки были ему противопоказаны. Но заказчики всё равно порадовались получившемуся прототипу и были готовы продолжать работу над его последующими модификациями. Так было решено продолжить конструировать второй вариант внедорожника, который должен учесть все недостатки оригинала и стать еще лучше.
Из плюсов можно было выделить отличную проходимость автомобиля — поскольку он получился очень легким, а шины были крупнее стандартных, двигатель от Нивы на 1,6 литра позволял очень уверенно грести на бездорожье разной сложности. На тестах прототип «Река» ни чем не уступал УАЗ-469Б. В некоторых тестах новый автомобиль даже превосходил УАЗ, например, на сыпучем грунте.
ВАЗ-2122 — внедорожник-амфибия советского производства
ВАЗ-2122 разрабатывался под рабочим названием «Река». Официально старт работам над проектированием этого внедорожника дали в 1981 году, но на деле его начали разрабатывать еще в 1971, параллельно гражданской Ниве. За 11 лет производства и тестов сделали всего 27 образцов амфибии в различных модификациях и каждая из них по своему была интересна и уникальна. Джип должен был стать армейским, поэтому все попытки усовершенствовать первоначальную версию были направлены на практичность, простоту в обслуживании, высокую проходимость и ремонтопригодность в полевых условиях.
К разработке ВАЗ-2122 приложили руку Министерство обороны и Министерство автомобильной промышленности — именно оттуда поступали технические задания по проектировке внедорожника.