Кроссоверы, паркетники, внедорожники: общие черты и весомые отличия

Первый в мире кроссовер, или история создания Matra Rancho

Кто изобрел первый в мире кроссовер? Японцы наверняка ответят, что родоначальником одного из самых популярных нынче классов стала компания Toyota, представившая в середине 90-х годов модель RAV4. В постсоветских странах ответ будет иным. Автолюбители, наверное, укажут на Ниву, которая появилась задолго до «рафика». Оба ответа, впрочем, все равно будут далеки от истины. А все потому, что первый в мире кроссовер выпустила компания Matra Automobile.

Это сейчас название Matra большинству автолюбителей не говорит ровным счетом ни о чем. В середине же прошлого века французская компания была на слуху. Появившееся во время Второй мировой войны предприятие сначала специализировалось на производстве авиабомб, а чуть позже начало изготавливать и комплектующие для авиационной техники. К 60-м годам инженеры Matra освоили производство стеклопластиковых кузовов, после чего французы задумались о кооперации с каким-нибудь автопроизводителем. Таковым стала небольшая частная компания Automobiles Rene Bonnet.

Совместные усилия принесли неплохие плоды — 660-килограмовый спорткар Djet, приводимый в движение 1,1-литровым двигателем Renault. Примечательно, что автомобиль имел независимую подвеску и дисковые тормоза, что в 60-е годы было редкостью. Вот только стоил Djet довольно дорого, что не лучшим образом отразилось на спросе. Тем не менее, в Matra Automobiles решились не останавливаться на достигнутом. Следом за Djet появилась модель Matra 530, спрос на которую был гораздо выше. Хотя, учитывая, что за несколько лет французам удалось выпустить всего 9 тысяч автомобилей, о массовом производстве речь все равно не шла.

В 1971 году автомобильное подразделение Matra перешло под контроль Chrysler, благодаря чему объемы производства существенно возросли. Мало того — кроме автомобилей Matra стала делать двигатели V12 для формульных болидов, что только подтверждает высокий инженерный потенциал компании. А в 1977 году мир увидел первый кроссовер. Естественно, что тогда о создании подобного класса автомобилей никто даже не задумывался, но факт остается фактом. Взяв за основу легковую платформу от невзрачного переднеприводного хэтчбека Simca 1100, инженеры Matra водрузили на нее брутальный кузов. Технически являясь обычным легковым автомобилем, Matra Rancho внешне выглядела как настоящий внедорожник.

Полный привод для Rancho не предлагался в принципе, но многих потенциальных покупателей это вполне устраивало. К тому же автомобиль получился очень легким (примерно 1130 килограммов), благодаря чему возможностей 1,4-литрового двигателя Simca Poissy хватало для спокойной езды. Что касается потребления топлива, то в загородном цикле Rancho требовал около 8 литров бензина на 100 километров. Показатель, кстати, вполне сравнимый с таковым у большинства современных кроссоверов.

Читайте также:  Как поменять лампочку в фаре дэу нексия?

Наверняка Matra Rancho мог бы стать одним из самых массовых европейских автомобилей, если бы не одно «но». Кроссовер с пластиковым кузовом отличался очень плохой коррозионной стойкостью. Сам пластик, естественно, ржаветь не мог, чего не скажешь о металлической раме автомобиля. Как итог — с 1977 по 1984 год с конвейера сошло всего лишь 56 тысяч автомобилей. Свою негативную роль сыграло и то, что в конце 70-х компания Matra перешла к другому собственнику. Начавший испытывать финансовые трудности концерн Chrysler продал ненужный актив концерну Peugeot-Citroen.

Новые владельцы, к сожалению, к специалистам Mantra особо не прислушивались. В начале 80-х, когда инженерами компании была озвучена идея большого однообъемного автомобиля, руководство Peugeot-Citroen сочло ее бесперспективной. А вот в Renault за развитие концепции минивена, базирующегося на стальном каркасе и имеющего кузов из пластиковых панелей, взялись всерьез. И вскоре представили Renault Espace, заставивший европейцев надолго забыть о кроссоверах. Вторую попытку разработать кроссовер специалисты Matra предприняли лишь в 2000 году. Но, как это часто бывает, хотели одно, а получили… Renault Avantime. Вот только к этому времени покупатели вовсю приценивались уже не только к Toyota RAV4. Опередив время, свой шанс компания Matra использовать не смогла.

История

Первые внедорожники начали появляться в начале прошлого ХХ столетия в виде военных полноприводных автомобилей. Как правило, эти машины выпускались небольшими партиями и были предназначены для транспортировки командирского состава. Первым серийным армейским автомобилем-внедорожником стал GPV (General Purpose Vehicle), созданный при содействии нескольких автопроизводителей, в том числе и Ford Motor. По одной из версий, солдаты окрестили новые машины «джипами» по первым буквам «джи» и «пи». Также существует объяснение, что слово Jeep происходит от армейского сленга, а именно от слова «работяга». Термин «внедорожник» был внедрен лишь в 90-х годах, чтобы избежать проблем с фирмой Chrysler, которая к тому времени уже владела брендом «Jeep». На сегодняшний день мода на внедорожники падает, их заменяют более экономичные и безопасные кроссоверы.

Основные признаки внедорожника

Их история началась давным-давно, задолго до появления кроссовера. Основной характеристикой такой машины – наличие рамы.  Это основная особенность внедорожников. Хотя, многие современные машины такого типа выпускаются без рамы. Поэтому и возникает путаница.

vneed122.jpg

Внедорожник Toyota

Внедорожником называют легковой автомобиль, который может ездить не только по асфальту, но и по бездорожью – лесным тропам, полям, оврагам и холмам и даже по воде. У внедорожника прочный кузов, большие колеса с широкими шинами и высокая посадка, что позволяет ему преодолевать серьезные препятствия. Если внедорожник застрянет, ему поможет лебедка. Водителю нужно лишь прицепить трос к дереву, и включить двигатель.  Трос медленно намотает на лебедку и вытянет автомобиль.

Внедорожник – полноприводный автомобиль.  Это значит, что его двигатель соединен со всеми четырьмя колесами, а не как у обычного легкового – только с одной парой.

  • Может преодолевать любые виды препятствий.
  • Буксировка.
  • Езда по бездорожью.

vneed42.jpg

Внедорожник Hummer

Если вы решили все же купить спортивную машинку, на которой будете передвигаться в большинстве случая по городу, то лучше выбрать кроссовер. Эти автомобили с каждым годом становятся моднее и заслуживают доверия водителей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий