Содержание
Описание и принцип работы гусеничных вездеходов
Ключевая деталь любого гусеничного вездехода — собственно, гусеницы. Шасси гусеничного трактора включает в себя каркас, гусеничные движители и подвеску.
Основные элементы движителя:
- гусеница, состоящая из отдельных звеньев, соединенных шарнирным способом;
- ведущая звездочка;
- направляющее колесо с амортизатором;
- ролики;
- опорные ролики.
Движитель работает следующим образом. Крутящий момент, создаваемый двигателем, вращает колесо цепи, которое перематывает цепь. В свою очередь, гусеница воспринимает силу реакции опорной поверхности и передает эту силу на корпус машины. Таким образом происходит перемещение. Подвеска содержит упругие элементы, с помощью которых гусеничные движители соединяются с каркасом.
Главное преимущество гусеничного хода состоит в том, что он обеспечивает более низкое удельное давление на землю из-за равномерного распределения веса по всему уровню трассы в контакте с грунтом.
Других принципиальных конструктивных отличий от колесных машин нет. Именно поэтому самодельные вездеходы на гусеницах получили такое широкое распространение: достаточно установить гусеничную ленту, например, на квадроцикл или самоходную грузовую тележку, и простейший вездеход готов.
Про мой парк вездеходов
Свои аппараты я уже традиционно зову «ментовозами». У каждого детища есть и отдельное прозвище-название. Например, «Муравей» — потому что он сам весит меньше, чем груз, который может перевозить.
Мой любимый вездеход — это «Боевая машина мента», или, по-другому, «Зверюга». Он плавающий. Если нужно проехать по жидкому болоту поверх мха, колеса за несколько секунд спускаются, давление на поверхность становится минимальным, и мы легко преодолеваем топь. Потом компрессором точно так же за несколько секунд колеса накачиваем обратно.
Есть еще «Болотный бегемотик»: кабина у него маленькая, колеса большие и круглые фары, как глаза у гиппопотама
У «Зверюги» гидрообъемное рулевое управление — можно баранку пальцем крутить. Рама, как и во всех предыдущих моделях, так называемая переламывающаяся, то есть состоящая из двух частей. Это позволяет легко преодолевать неровности рельефа и крутые ямы. Очень удобный заход в кабину для водителя и отличный обзор. А еще боковые дверцы для аварийного выхода. Сверху поставлен кунг для 3–4 пассажиров с двумя спальными местами.
Сейчас я вожусь со своим тридцатым вездеходом, которого назвал «Агрессор». Считаю, он будет самым совершенным из всех. В нем куча моих личных, эксклюзивных технических решений.
Впервые я использую непереламывающуюся усиленную раму хребтового типа, которая позволяет ставить мосты от УАЗа и двигатель вазовской «девятки». «Агрессор» уже на ходу, осталось кое-что доделать по мелочи.
Как сделать вездеход в обычном гараже
Чтобы собрать вездеход, нужен обычный гараж с набором самых ходовых инструментов: пилой-болгаркой для резки труб, оборудованием для сварки (у меня она трех видов), домкратами и прочим. Я себе поставил задачу — в конструкции не должно быть больше шести элементов, изготовленных на токарном станке. Станка у меня нет, поэтому такие детали заказываю на стороне.
Профильные трубы для рамы и каркаса покупаю в магазине и сам свариваю их в нужной конфигурации. Мосты — как правило, они уазовские — с авторазборок, куда поступают битые машины. Двигатели — оттуда же. Сначала я пользовался моторами мотоциклов и мотороллеров, но потом перешел на двигатели от наших «Оки» или ВАЗа, в основном «девятки». Пробовал и китайский «Лифан», но он получается дороже, чем старые «жигули».
Донорами для колес становятся покрышки от вездехода КрАЗ (его в народе называют «лапотником»), МАЗа или «Урала». Раньше они валялись на свалках, а сейчас приходится покупать.
Чтобы покрышки были легкими, снимаю с них несколько слоев, оставляя максимум четыре корда.
Такие колеса хорошо цепляются за грязь, воздух в камерах делает вездеход плавающим, но при этом им не страшны острые камни
Для изготовления грузо-пассажирского кунга, каркасного кузова, использую специально обработанную фанеру и листовой поликарбонат. Он очень крепкий: не бьется и не царапается о сучки и ветки.
Никаких предварительных чертежей будущего вездехода не делаю. Все в голове. По наитию. Под свою задумку и подбираю необходимые составляющие.
«Синяя птица»
Спасательный комплекс «Синяя птица». | Фото: zonwar.ru.В Советском Союзе выпускали не только колесные и гусеничные вездеходы, но также шнекоходы. Эти машины оказались незаменимы в… космической программе СССР. Комплекс «Синяя птица» состоит из трехосной амфибии ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906. Комплекс был разработан для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов и используется до сих пор. ПОДРОБНЕЕ